Историко-педагогические аспекты создания и развития колледжа ИСТиС Южно-Уральского государственного университета изложены в контексте процессов реформирования профессионального образования России в конце ХХ — начале ХХI веков. Этапы развития колледжа представлены с учетом изменения его организационно-правового статуса.
1975-1990 годы
Начало истории положено в 1975 году, когда в системе бытового обслуживания населения Челябинской области было создано Профессиональное техническое училище №109. Со следующего года училище становится базовым учреждением системы профессионально-технического образования Челябинской области и обеспечивает подготовку рабочих по профессиям «Портной», «Парикмахер», «Радиотелемеханик», «Обувщик», «Оператор вязально-швейного оборудования».
1990-1995 годы
В 1990 году ПТУ №109 успешно проходит аттестацию Главной государственной инспекции Государственного комитета СССР по народному образованию. В соответствии с приказом Министерства образования РСФСР училище в порядке эксперимента реорганизуется в Высшее профессиональное училище №109. В учебном заведении осуществляют подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалификации по профессиям «Портной», «Парикмахер», «Оператор вязально-швейного оборудования».
1995-1997 годы
В 1995 году экспериментальное учреждение ВПУ №109 получает официальный статус Профессионального лицея №109, который, исходя из задач, сформулированных в Типовом положении об учреждении начального профессионального образования, получил возможность реализации интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования. В коллективе начато освоение модели личностно-ориентированного образования. В 1996 году коллектив профессионального лицея становится лауреатом областного конкурса «Училище года».
1997-2002 годы
В 1997 году Профессиональный лицей №109 преобразуется в Челябинский технологический колледж сервиса с последующим вхождением в структуру Южно-Уральского государственного университета. В колледже реализуются модели непрерывного многоуровневого профессионального образования. Открыты новые образовательные программы СПО базового и повышенного уровня: «Парикмахерское искусство», «Экспертиза качества потребительских товаров» и «Организация обслуживания в сфере сервиса». В 1999 году колледж становится Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ по проблеме «Системы управления качеством профессионального образования в области сервиса».
2002-2005 годы
В 2002 году Челябинский технологический колледж сервиса получает название Технологический колледж сервиса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет». В это время начата подготовка специалистов по новым профессиям и специальностям: «Фотограф», «Техника и искусство фотографии», «Косметика и визажное искусство». В 2003 году колледж подтверждает статус Федеральной экспериментальной площадки, продолжая деятельность по проблеме «Организация личностно-ориентированного образования». В 2004-2005 годах деятельность коллектива колледжа отмечена дипломами «Знак качества образования» и «Школа года», учрежденными Государственной Думой РФ, Российской академией образования, Издательством «Просвещение», Институтом образовательной политики «Эврика». В 2005 году колледж в рамках Федеральной программы «Развитие образовательной системы РФ» в качестве соисполнителей госконтракта №26 ГК от 29.08.2005 г. разработал и стал внедрять в практику региона пять образовательных инновационных моделей.
2005-2009 годы
Коллективом осваивается инновационная модель технологической организации образовательного пространства и ее мониторинговое сопровождение. Вводится система обучения персонала по инновационной программе повышения квалификации «Технология организации единого пространства развития компетентности преподавателя и студента». В рамках организации социального партнерства, на базе колледжа создается Ассоциация «Образовательный ресурсный центр "УНИВЕРСУМ"», учредителями которой стали Южно-Уральская торгово-промышленная палата, Челябинское отделение работодателей «ПРОМАСС», Южно-Уральский государственный университет и Челябинский институт развития профессионального образования. В этом же году Ресурсному центру «Универсум» присваивается статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ по проблеме «Организация эффективного социального партнерства». Коллектив колледжа становится победителем Российского конкурса культурно-образовательных инициатив по трем номинациям: «Авторская школа — 2006», «Инновационная школа — 2006», «Экспериментальная школа — 2006». Получены лицензии на новые образовательные программы и специальности: «Садовник», «Агент страховой», «Дизайн» (по отраслям).
В 2007 году коллектив колледжа в составе Южно-Уральского государственного университета участвует в реализации Национального проекта «Образование» по направлению «Создание инновационной образовательной практики, базирующейся на технологической организации жизнедеятельности».
В 2008 году в рамках деятельности Ресурсного центра «Универсум» начата реализация инновационного проекта «Выращивание профессиональной элиты в области сервиса».
2009-2010 годы
В 2009 году реализована инициатива по разработке профессиональных стандартов. Совместно с работодателями разработаны профессиональные стандарты по пяти профессиям сферы услуг, инструментарий оценки квалификаций и программы обучения по квалификационным уровням. На основе профессиональных стандартов разработаны ФГОС нового поколения: «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», «Парикмахер», «Стилистика и искусство визажа», «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Колледж становится основной площадкой для проведения семинаров по проблемам внедрения ФГОС в регионе.
В рамках исполнения приказа МОиН РФ №2142 от 23.11.2009 г. «О повышении квалификации в 2010 году научно-педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию», колледж реализует программу повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава. Приоритетными остаются направления: «Современные технологии в образовании» «Технология организации единого пространства развития компетентности преподавателя и студента».
В этом же году внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 2001-2008 от 18.05.2009 г.).
В 2010 году перед коллективом поставлена новая задача – подготовка к переходу на обучение в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Разработана целевая программа перехода колледжа на реализацию ФГОС нового поколения. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона № 260‑ФЗ от 10 ноября 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», все образовательные учреждения в обязательном порядке перешли к обучению в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) с 1 сентября 2011 года.
2010-2015 годы
В этот период педагоги колледжа активно осваивают технологию разработки системного учебно-планирующего обеспечения ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения, уделяя особое внимание формированию профессиональных и общих компетенций обучающихся.
Приказом ректора ЮУрГУ № 177 от 29.06.2011г. (в редакции приказа ректора ЮУрГУ № 362 от 18.11.2011г.) Технологический колледж сервиса Государственного образовательного учреждения «Южно-Уральский государственный университет» переименован в Технологический колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет).
В феврале 2012 года колледж в составе ЮУрГУ прошел государственную аккредитацию. Получены лицензии на новые образовательные программы: «Мастер по обработке цифровой информации»; «Правоохранительная деятельность», «Организация обслуживания в общественном питании», «Технология продукции общественного питания», «Реклама».
В ноябре 2012 года в Технологическом колледже ЮУрГУ состоялось открытие лаборатории «Проблемы энергосбережения в ЖКХ и социальной сфере» в рамках программы развития национального исследовательского университета на 2010-2019 годы. Для студентов колледжа открылись новые горизонты в изучении сложных интернет-технологий. Будущие дизайнеры и закройщики одежды, фотографы и фотохудожники, парикмахеры и визажисты, программисты и товароведы могут на уровне самых требовательных работодателей осваивать технологии создания рекламной фотопродукции, рассчитывать эффективность автоматизации производства, изучать информационные и мультимедийные технологии.
В феврале 2013 года в Технологическом колледже ЮУрГУ открывается новая цифровая фотолаборатория с виртуальный фотомузеем. Это уже вторая цифровая лаборатория в колледже, созданная в рамках программы технического перевооружения университета.
Начиная с 2015 года, педагоги колледжа перешли к разработке основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями новых профессиональных стандартов, а также созданию контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена.
2016 – 2017 годы
В 2016 году Технологический колледж ЮУрГУ с богатой историей, насчитывающей более 40 лет успешной деятельности, входит в состав Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ и получает название Колледж ИСТиС. В то же время созданы:
- Правоохранительный колледж, с подготовкой специалистов по образовательной программе "Правоохранительная деятельность", по которой раньше готовили в Технологическом колледже.
- Экономический колледж, с подготовкой специалистов по образовательным программам "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров", "Реклама", по которым ранее готовили в Технологическом колледже.
В 2017 году на базе трех колледжей создан Многопрофильный колледж ИСТиС. Учебная деятельность в Многопрофильном колледже организована в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г №464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
2018-2022 годы
В 2018 году преподаватели колледжа стали победителями конкурса «Университетская книга - 2018», посвящённому 75-летию Университета в номинации «Лучшее учебное издание по программам СПО»
Студенты Многопрофильного колледжа в 2018-2019, 2020-2021, 2021-2022 учебном году за отличные успехи в учебной, научной и спортивной деятельности отмечены стипендиями Правительства Российской Федерации и Законодательного собрания Челябинской области.
В апреле 2019 года в рамках промежуточной аттестации по специальности «Парикмахерское искусство» Центром оценки квалификаций АНО «ЦРОиСП «Универсум» проведена процедура независимой оценки квалификаций для обучающихся Многопрофильного колледжа Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ. Обучающиеся Многопрофильного колледжа по специальности «Парикмахерское искусство» подтвердили свою квалификацию в форме независимой оценки квалификаций
В 2019 году на базе НОУ СПО «Челябинский юридический колледж» состоялся Областной чемпионат «Полицейский патруль» (компетенция Правоохранительная деятельность «Полицейский») среди студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность , в результате которого команда нашего колледжа в общем зачете заняла 1 место!!!
В 2020-2021 учебном году студенты колледжа впервые принимали участие во Всероссийских проверочных работах.
В 2021 году получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по специальностям 43.02.14 Гостиничное дело и 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
В 2022 году лицензирована специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование
В первом полугодии 2022-2023 учебного года получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 40.02.02 Правоохранительная деятельность и 43.02.10 Туризм, реализуемые в многопрофильном колледже ИСТиС успешно прошли аккредитационную экспертизу и признаны соответствующими показателям и критериям профессионально-общественной аккредитации.
2023-2024 годы
В первом полугодии 2023-2024 учебного года получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура. Также успешно завершена процедура аккредитационного мониторинга по образовательной программе 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
В январе 2023 года в ГБПОУ города Москвы «Колледж полиции» проходил Всероссийский конкурс-смотр среди образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Высокую оценку конкурсной комиссии получила презентация Многопрофильного колледжа, содержащая информацию об особенностях реализации образовательной программы 40.02.02 Правоохранительная деятельность. В презентации были показаны различные аспекты, в том числе педагогический состав, опыт организации практики обучающихся, опыт взаимодействия с работодателем, опыт участия в конкурсах, олимпиадах, а также достижения студентов и педагогов.
По результатам конкурса Многопрофильный колледж занял призовое 4 место!
Студенты колледжа приняли участие во Всероссийском этапе фестиваля «Студенческая весна – 2023» в г. Ханты-Мансийск и показали следующие результаты:
- Направление Арт: Лауреат 1 степени – Дедова Дарья (номинация графический дизайн)
- Театральное направление:Лауреат 1 степени – Театр современного танца «Deep vision» «Правописания» (номинация театр малых форм, эксперимент); Лауреат 1 степени – Театр современного танца «Deep vision» «Помехи» (номинация театр малых форм, пластический театр)
- Танцевальное направление: Лауреат 1 степени – Театр современного танца «Deep vision» «Па-де-катр» (номинация современный танец); Лауреат 2 степени – Театр современного танца «Deep vision» «Черничные ночи» (номинация эстрадный танец)
В 2023 г. в г. Москва состоялся всероссийский конкурс «Туристический код моей страны, города, поселка, района – ПРО-туризм». Работа «Организация активного отдыха и обеспечение информационного сопровождения туристов (на примере экстрим-парка GrifonTeam)» заняла почетное 3 место
Свои профессиональные компетенции обучающиеся колледжа реализуют посредством участия в конкурсах профессионального мастерства:
В феврале 2024 года на базе Центра опережающей профессиональной подготовки Челябинской области прошел профессиональный конкурс «GameDev Мастер» по направлениям 3D-моделирование и программирование на Unity. По итогам конкурса наши студенты заняли 3 призовых места: 1 и 3 место в направлении «Программирование», 3 место в направлении «3D-Моделирование».
В марте 2024 года студенты и преподаватели Многопрофильного колледжа стали участниками Регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». Более 500 студентов из 40 колледжей и техникумов Челябинской области соревновались в 75 разнообразных компетенциях.
В компетенции «Правоохранительная деятельность» (Полицейский) выступали 7 команд. Благодаря преподавателям-наставникам наши конкурсанты смогли не только достойно представить свои навыки и умения, но и получить ценный опыт и знания от опытных экспертов. Команда Многопрофильного колледжа получила дипломы и медали за 3 место.
Студенты специальности «Информационные системы и программирование» участвовали в таких компетенциях, как «Программные решения для бизнеса», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Разработка мобильных приложений», «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений». Итогом Чемпионата стало достаточно результативное выступление нашей команды, а именно:
2 место – «Разработка мобильных приложений».
2 место – «Разработка виртуальной и дополненной реальности».
3 место – «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений».
3 место – «Разработка виртуальной и дополненной реальности».
Оригинальные проекты и свои креативные идеи представили наши студенты, обучающиеся по специальности 43.02.10 Туризм, на VIII Уральском вернисаже науки и бизнеса, открытие которого состоялось в апреле 2024 года в очном формате в Челябинском государственном университете при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. В результате наши студенты удостоены двух Дипломов II степени, которые достойно представили Многопрофильный колледж ИСТиС ЮУрГУ на очередном научном мероприятии Всероссийского уровня!
Творческие и активные студенты Многопрофильного колледжа ИСТиС ЮУрГУ приняли участие в конкурсе «Весна в ЮУрГУ 2024»: в результате 2 Призера и 5 победителей.
Студенты Многопрофильного колледжа ИСТиС ЮУрГУ сияли ярко на районном фестивале студенческого творчества «Весна Студенческая», который прошел в Тракторозаводском районе города Челябинска. В результате наша команда не только порадовала публику своими выступлениями, но и получила заслуженное признание жюри фестиваля: в результате 2 Призера и 4 победителя.
Весна студенческая – главное событие весны для всех студентов, которые реализуют себя в творчестве. Уже третий год «Студвесна» проходит для студентов колледжей и техникумов Челябинской области. В этом году студенты колледжа представили свои работы в следующих направлениях фестиваля: «вокальное», «танцевальное», «театральное»: в результате 1 Призер и 2 победителя.
В завершении 2023-2024 учебного года в Многопрофильном колледже ИСТиС ЮУрГУ прошла конференция педагогических работников «Проектирование образовательной среды с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования».
Преподаватели представили опыт организации учебного процесса по дисциплинам реализуемых образовательных программ. Особое внимание было уделено использованию современных технологий, в том числе искусственного интеллекта, при проектировании образовательной среды; формированию профессиональных компетенций у обучающихся; использованию возможностей ЭБС Юрайт при обучении студентов.
Конференция стала площадкой для обмена передовыми педагогическими практиками и идеями, способствующими более эффективной подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Участники выразили надежду на проведение подобных мероприятий в будущем, чтобы продолжать обогащать свой педагогический опыт и развивать инновационные подходы к обучению.
В настоящее время в колледже созданы условия для реализации образовательных программ среднего профессионального образования на уровне требований современных образовательных стандартов, намечена стратегия развития, направленная в т.ч. на достижение глобальных целей ЮУрГУ в области реализации Программы Приоритет-2030 и Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.
Многопрофильный колледж ИСТиС продолжает традиции, сложившиеся на протяжении многих лет реализации профессионального образования.
Осуществляется подготовка специалистов по образовательным программам:
09.02.07 Информационные системы и программирование
40.02.02 Правоохранительная деятельность
40.02.04 Юриспруденция
43.02.16 Туризм и гостеприимство
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
49.02.01 Физическая культура